Wednesday, July 22, 2015

Ответы на вопросы о моих сенсорных коробках

Решила написать этот пост, потому что мне часто задают вопросы по тематическим сенсорным коробкам, которые я делаю для дочки. Попытаюсь ответить на все вопросы в одном посте.

Я стараюсь делать с дочкой новую коробку хотя бы раз в неделю. Я люблю экспериментировать с разными наполнителями и не боюсь, что мой ребенок испачкается, или что после нашей игры пол по всему дому будет похож на одну большую сенсорную коробку. Я жуткая чистюля, поэтому купила рулон одноразовой клеёнки и всегда расстилаю её под коробкой и вокруг неё. Все, что выпадает из коробки во время игры, сворачивается и выкидывается вместе с клеёнкой. Уборка минимальная. Ну и естественно я никогда не отхожу от дочки во время игры и слежу, чтобы она не брала ничего в рот и не уходила никуда, пока не скажет, что игра закончена. 

Меня часто спрашивают, участвует ли ребёнок в создании коробки. На данном этапе обычно нет, но в будущем надеюсь, что она будет мне помогать. Она уже может сама сделать коробку, если предоставить ей материалы на выбор, и иногда я даю ей такую возможность, но тематические коробки пока обычно составляю сама. Если требуются какие-нибудь природные материалы, мы собираем их вместе пока гуляем в парке или во дворе.

На вопрос о том, ломает ли ребенок то, что так кропотливо стоилось, ответ простой – рушит и перемешивает всё за несколько секунд. В этом же весь смысл сенсорной коробки! Ребенок трогает, перемешивает и пересыпает предметы разной текстуры и свойств и благодаря новым тактильным ощущениям преобретает новый опыт, познает мир, развивает мелкую моторику и координацию. А пока она играет, я рассказываю ей о теме коробки, называю предметы, которые она видит. Если коробка со средой обитания животных, рассказываю про климат понятным для неё языком (например, пингвины живут там, где снег, лёд и всегда очень холодно). Стараюсь заранее выбрать книжку по теме, которую мы потом читаем после игры.


Если вы планируете регулярно делать с вашим ребенком сенсорные коробки, вот список самых часто используемых наполнителей, которые я бы рекомендовала иметь дома. Совсем не обязательно покупать всё это в больших количествах, обычно достаточно маленького пакетика. После игры я стараюсь разобрать наполнители по цветам и убрать обратно в пакеты до следующего раза, чтобы не покупать каждый раз новые.
  • Рис
    Разобрать рис по цветам дело за гранью моих возможностей, поэтому я красила рис только в зелёный цвет, его и храню. (Он у нас обычно играет роль травы) Красится рис очень просто: горстка риса кладется в пакет с молнией zip-lock, туда же капается где-то 15 капель пищего красителя нужного цвета. Пакет закрывается и сильно трясётся секунд 20. Дальше рис надо выложить на бумажное полотенце в один слой. Высыхает он обычно практически мгновенно. Может хранится сколько угодно, нашему несколько месяцев, и после многоразового использования он как новый. Рис один из наших самых любимых наполнителей, его так приятно пересыпать и перемешивать руками. Я начала давать дочке играть с рисом где-то в год под пристальным надзором.
  • Фасоль
    Горстку фасоли разобрать по цветам намного легче и быстрее, чем рис, поэтому фасоль я не выбрасываю после игры, а убираю в пакет до следующего раза. Когда-то я купила белую и чёрную фасоль. Чёрная служит у нас землёй почти во всех коробках, а белую я покрасила пищевыми красителями. Покрашенную жёлтую, синюю и зелёную фасоль использую почти в каждой коробке. Фасоль интересно перекладывать пальцами или щипцами. Разложить её по цветам в мисочки или чашечки хорошее упражнение для развития мелкой моторики. Фасоль красила по такому же рецепту, что и рис, только сохла она несколько часов. Со временем некоторые фасолины разламываются на половинки, но за несколько месяцев большинство пока в нормальной кондиции.
  • Песок или манка
    У многих дома есть кинетический песок, я его не покупала. Так и не нашла информацию о том, какие полимеры входят в его состав, боюсь, что он состоит из какой-то химии, поэтому мы используем обычный песок и манку. Вот тут клеёнка просто необходима! Отделить манку и песок от других наполнителей после игры обычно проще простого. Всё содержимое коробки высыпается в дуршлаг. Манка и песок просеются, а всё остальное останется в нём. Эти ингредиенты прекрасно подходят для игр на световом столе, на них можно рисовать, писать буквы и цифры пальцами или предметами.
  • Чечевица или горох
    Чечевица новый для меня наполнитель, но он сразу мне понравился. Эта крупа очень приятная на ощупь и её натуральный коричневый цвет может прекрасно смотреться в сенсорной коробке в роли земли. Сухой зелёный горошек мы использовали вместо травы, когда рис и фасоль порядком поднадоели.
  • Камни
    У кого-то дома есть гладкие речные камешки, мы просто пошли на улицу и подобрали несколько булыжников и немного гальки. Так с тех пор я их храню и использую почти каждый раз.
  • Стеклянные камешки
    Купила один раз мешочек с разноцветными стеклянными камешками и использую их постоянно. Они очень украшают любую коробку.
    Их гладкая поверхность хорошо контрастирует с шершавыми булыжниками, можно обратить внимание ребёнка на этот момент. Прозрачные камешки можно также использовать для игр на световом столе.
  • Ракушки
    Во всех сенсорных коробках с подводным миром я использовала маленькие ракушки, которые мы привезли с Карибов. Сейчас дочка уже привыкла к ним, но поначалу, её завораживала их необычная форма.
  • Природные материалы
    Шишки, жёлуди, каштаны и другие не портящиеся вещи мы используем не только как наполнители коробок, но и когда лепим из пластилина или кормим кукол.
  • Помпоны и сенсорные мячики
    Крупные помпоны и сенсорные мячики замечательные наполнители коробок для самых маленьких. Мы постоянно играли с ними где-то до 1.5 лет, потом практически перестали. Они здорово подходят для изучения цветов и цифр и игры с любыми сортерами.
  • Пенопласт
    Я купила разноцветные листы пенопласта (foam sheets) и использую их постоянно для разных поделок и сенсорных коробок. Они достаточно тонкие, чтобы их было легко резать ножницами, но и достаточно толстые, чтобы ребенок не мог их порвать. Я вырезала из них пальмы, кораллы, деревья, травинки, листочки и много всего другого. Если намочить их в воде, они прилипают к бортикам пластмассовой коробки. Если мне нужно, чтобы фигурка из пенопласта стояла без опоры, я обычно приклеиваю её двумя кусочками скотча ко дну коробки.
 
  • Животные
    Практически каждая моя коробка населена зверями. Поначалу я использовала резиновых зверюшек фирмы Fisher-Price из серии Little People. Они достаточно больших размеров и идеальны для малышей. По мере того, как дочка росла, я обзаводилась животными фирмы Schleich. Они дорогие, но необыкновенно красивые. Помимо этого, переодически покупаю наборчики с животными разных фирм – рыбы, лягушки, насекомые.

Помимо вышеперечисленных материалов я стараюсь добавить какую-то изюминку в каждую коробку, что-то что дочка увидит впервые, чтобы пробудить в ней интерес и увлечь игрой. Это могут быть живые или пластмассовые листочки и цветочки, трава, толстые нитки, кубики льда, макароны, шуршащая бумага, мои поделки из фольги, фигурки из пластилина, новые животные, вообщем что угодно, на что хватит фантазии. Рядом с коробкой обычно ставлю пластиковые игрушечные чашечки, мисочки и стаканчики для переливания и пересыпания содержимого коробки, кладу игрушечные пинцеты и захваты для развития мелкой моторики.

Вроде ответила на самые часто задаваемые вопросы. Мне будет очень приятно, если вы поделитись своим мнением. Если остались какие-то вопросы, буду рада на них ответить.

4 comments:

  1. Я восхищаюсь Вашим терпением, Вашей фантазией, спасибо большое за такой пост, в идеале все родители должны делать такое со своими детьми!

    ReplyDelete
  2. Огромное Вам спасибо! Так приятно читать такие слова!

    ReplyDelete
  3. Вы меня воодушевили :-) Таперь пробуем играть Наша первая сенсорная коробка ферма и окружающие деревья с исползованием натурпродукта :-) не получается вклеить фото :-(

    ReplyDelete
    Replies
    1. Как интересно и как жалко, что нельзя здесь фотографию вставить. :(((

      Delete